Правильный подбор компрессорного масла — ключевой аспект обслуживания системы кондиционирования автомобиля. Ошибка в выборе может привести к серьезной поломке, поэтому важно понимать, какие типы масел существуют и как их применять. Эта статья поможет вам разобраться в вопросе, даже если под рукой нет инструкции от производителя.
Основные типы компрессорных маселВ автомобильных кондиционерах используется три основных типа масел, каждый из которых совместим с определенным типом хладагента (фреона):
- Минеральное масло. Это стандарт для старых автомобилей, как правило, выпущенных до 1993–1995 годов, системы которых работают на хладагенте R12.
- Полиалкиленгликолевое (PAG) масло. Самый распространенный тип синтетического масла, который применяется в подавляющем большинстве современных автомобилей с хладагентом R134a.
- Полиэфирное (POE) масло. Синтетическое масло, которое чаще всего используется в двух случаях: в системах, которые были переоборудованы со старого фреона R12 на новый R134a, а также в кондиционерах гибридных и электромобилей из-за его диэлектрических свойств.
Важно: Категорически запрещено смешивать масла PAG и POE. У них разный химический состав, и при смешивании в контуре кондиционера они образуют вредные соединения, которые могут быстро вывести из строя компрессор и повредить уплотнения.
Как определить нужный тип масла?Самый надежный способ — заглянуть в инструкцию от производителя автомобиля или компрессора. Если ее нет, можно ориентироваться на следующие признаки:
- Подкапотная табличка. На многих автомобилях под капотом есть наклейка с информацией о системе кондиционирования, где указан тип хладагента (например, R134a) и масла (например, PAG).
- Год выпуска автомобиля. Если автомобиль выпущен после 1995 года, скорее всего, его система работает на хладагенте R134a и масле PAG. Для машин до 1993 года характерен фреон R12 и минеральное масло. В переходный период (1992–1996 гг.) возможны варианты, поэтому требуется особая внимательность.
Различия масел PAG по вязкостиМасла PAG не одинаковы, они различаются по вязкости. Правильный выбор вязкости так же важен, как и выбор типа масла. Наиболее распространены три класса:
- PAG 46: Чаще всего используется в автомобилях европейских марок, а также в большинстве современных кондиционеров, выпущенных после 2004 года.
- PAG 100: Характерен для автомобилей корейских, японских и некоторых европейских брендов.
- PAG 150: В основном применяется в автомобилях американского производства.
Процедура замены масла и промывка системыЕсли вы не знаете, какое масло и в каком количестве было залито в систему, или если произошла поломка компрессора с попаданием металлической стружки, необходима полная промывка системы кондиционирования. Это единственный способ гарантированно удалить старое масло, влагу и механические загрязнения.
Процесс ремонта и заправки выглядит так:
- Промывка. Система очищается специальными промывочными жидкостями.
- Замена ресивера-осушителя. Этот фильтрующий элемент обязательно меняется на новый при любом серьезном вмешательстве в систему.
- Заправка масла. Нужное количество масла распределяется по системе: часть заливается непосредственно в компрессор, а остаток — в новый ресивер-осушитель.
- Подготовка к запуску. Перед тем как запустить двигатель после установки компрессора, необходимо вручную провернуть его вал не менее десяти раз. Эта простая процедура распределяет масло внутри компрессора и предотвращает так называемый «масляный удар» — резкий скачок давления, который может повредить новый агрегат при первом запуске.
Для примера, компрессор ALANKO (артикул 550432) требует 250 мл масла PAG 46 и работает с хладагентом R134a. Другой популярный компрессор, DELPHI (артикул TSP0155327), также рассчитан на масло PAG 46 и фреон R134a.
Тщательный подход к выбору и замене масла — залог долгой и надежной работы вашего автомобильного кондиционера.