Компрессорные холодильные масла можно разделить на две большие группы:
минеральные и
синтетические.
I. Минеральные масла (М / MO - Mineral Oil)
Это "классические" масла, получаемые путем переработки нефти. Они были стандартом на протяжении десятилетий.
ОписаниеПростые в производстве, недорогие.
ПрименениеХладагенты: В основном используются с хлорсодержащими фреонами (
HCFC), таким как
R22, и уже выведенными из оборота
CFC (R12).
Также применяются в системах, работающих на
аммиаке (NH₃, R717) и природных углеводородных хладагентах (
пропан R290, изобутан R600a).
Ключевая особенность: Не смешиваются с современными безхлорными HFC-хладагентами (R134a, R404A и т.д.), поэтому для них не подходят.
Примеры: Bitzer B 5.2, Suniso 3GS / 4GS.
II. Синтетические маслаЭто масла, созданные путем химического синтеза. Они обладают улучшенными и более стабильными характеристиками по сравнению с минеральными.
1. Алкилбензольные (АБ / AB - Alkylbenzene)
Описание: Первый шаг от минеральных масел. Это синтетические углеводороды.
Применение:Хладагенты: Используются как высококачественная замена минеральным маслам для
R22, особенно в низкотемпературных системах, так как они лучше возвращаются в компрессор.
Ключевая особенность: Лучшая термическая стабильность и смешиваемость с R22 при низких температурах, чем у минеральных масел.
Примеры: Suniso AKB, Total Lunaria AK.
2. Полиолэфирные (ПОЭ / POE - Polyolester)Это самый распространенный тип синтетического масла на сегодняшний день.
Описание: Сложные эфиры, разработанные специально для современных фреонов.
ПрименениеХладагенты: Являются стандартом для большинства гидрофторуглеродных (
HFC) хладагентов (
R134a, R404A, R407C, R507A, R410A) и гидрофторолефиновых (
HFO) хладагентов (
R1234yf, R448A, R449A, R513A).
Компрессоры: Используются во всех типах компрессоров: поршневых, спиральных, винтовых.
Ключевая особенность: Очень гигроскопичны — активно впитывают влагу из воздуха. Попадание влаги в масло приводит к химической реакции (гидролизу) с образованием кислоты, которая разрушает обмотки двигателя компрессора. Поэтому требуют очень аккуратного обращения.
Примеры: Bitzer BSE (32, 55, 170), Fuchs Reniso Triton SEZ, Mobil EAL Arctic.
3. Полиалкиленгликолевые (ПАГ / PAG - Polyalkylene Glycol)
Описание: Очень специфический тип масла со своими уникальными свойствами.
ПрименениеХладагенты: Являются
стандартом для автомобильных кондиционеров, работающих на
R134a и
R1234yf.
Иногда используются в промышленных системах на
аммиаке (NH₃) или
углеводородах (HC).
Ключевая особенность:- Не смешиваются с другими типами масел (минеральными, POE). Смешивание недопустимо!
- Также очень гигроскопичны, как и POE.
Примеры: Fuchs Reniso PAG, масла для автокондиционеров.
4. Поливинилэфирные (ПВЭ / PVE - Polyvinyl Ether)
Описание: Более современное и технологичное синтетическое масло.
ПрименениеХладагенты: Часто используются как премиальная альтернатива POE-маслам. Являются стандартом для многих
спиральных компрессоров, работающих на
R410A.
Ключевая особенность: Обладают отличной смазывающей способностью и химической стабильностью, но при этом
значительно менее гигроскопичны, чем POE. Это их главное преимущество, упрощающее сервисное обслуживание.
Примеры: Bitzer BVC 32, Idemitsu FVC.